Дети и насилие

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Насилие – это любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка.

Выделяют три вида насилия: физическое, сексуальное, психологическое (психоэмоциональное), пренебрежение основными нуждами ребенка. Какой бы ни была ситуация насилия, она всегда сопровождается эмоциональной жестокостью, что причиняет ущерб развитию личности.

 Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдает его физическое и психическое здоровье.

Формы физического насилия: включает такие действия как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами.

 Сексуальное насилие — вовлечение ребенка  с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосексуальному здоровью ребенка.

Формы сексуального насилия: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демонстрация гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, оральный секс, вагинальное или анальное проникновение каким-либо объектом или предметом, включая пальцы или пенис, демонстрация порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, вуайеризм, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.

Психологическое (психоэмоциональное) насилие – это враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка, у которого создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения.

Формы психологического (психоэмоционального) насилия:

отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство);

терроризирование (угроза причинить ребенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение);

 изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками);

эксплуатация/развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной деятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков);

игнорирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, формальное взаимодействие с ребенком).

Пренебрежение потребностями ребенка —  означает неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.

Отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка: отсутствие контроля над ним; родители не заботятся о его здоровье, оставляют его, выгоняют из дома или отказываются принимать домой ребенка, который сбежал и вернулся.

Пренебрежение образованием ребенка: ребенок часто опаздывает в школу и часто пропускает занятия; родители утром не будят ребенка в нужное время, чтобы он успевал к началу занятий; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.

Заброшенность здоровья ребенка: отсутствует систематическая диспансеризация ребенка, необходимая в его возрасте; родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необходимые лекарства; не обращают внимания на соматические жалобы и вовремя не обращаются к врачу.

 Эмоциональная безучастность родителей: нежелание или неспособность установить с ребенком прочную привязанность и оказывать ему психологическую поддержку; супружеское насилие в присутствии ребенка; в позволение ребенку принимать алкоголь или наркотики; равнодушное отношение, игнорирование, отсутствие одобрения, нежелание эмоциональной близости с ребенком; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные и нетипичные формы наказаний – запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви и др.

Жестокое обращение с детьми и его последствия:

Нарушения физического и психического развития.

Такие дети:

отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;

позже начинают ходить, говорить, реже смеются;

значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки;

 часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом;

Ø   у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Психологические особенности:

 часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. Или чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;

 любым путём привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения;

несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);

низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;

высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Социальные последствия:

трудности социализации: у них нарушены связи с взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др.;

пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия;

проституция, нарушение половой ориентации, трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК СТАЛ ЖЕРТВОЙ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ?

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

ласка, эротизированная забота;

демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

изнасилование или растление, орально-генитальный контакт;

сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);

проституция.

ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки.

1.   Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

Застенчивость, замкнутость и скрытность – универсальные реакции ребенка на различные негативные для него события, будь то развод родителей, травля со стороны сверстников или любые другие. Однако в совокупности с иными, прописанными ниже, признаками такое поведение может стать еще одним доказательством в пользу того, что Ваш ребенок стал жертвой сексуального насилия.

2.   Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Приведем примеры такого поведения:

 ребенок снова начинает писаться по ночам;

ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.

3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

4. «Подозрительные» игры.

Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.

К примеру, ребенок трогает и заостряет свое игровое внимание на местах кукол или плюшевых игрушек, которые соответствуют интимным местам людей. Ребенок ставит куклы в позы, имитирующие сексуальный (оральный, анальный, вагинальный) акт. Он или она прикасается к интимным местам других детей во время игры.

Ребенок произносит до сих пор неизвестные ему слова, несущие в себе сексуальный подтекст либо относящиеся к анатомической («генитальной») терминологии, но при этом не может дать им определения.

Это нормально, когда ребенок проявляет интерес к своим гениталиям – он изучает, он любопытствует, развивается. Ненормально, когда ребенок имитирует, «зеркалит» взрослое поведение в отношении своих гениталий. К примеру, производит действия, ассоциируемы с мастурбацией (дети никогда! не трогают свои интимные места с целью получить удовольствие).

5.    Резкая перемена характера.

Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.

Некоторые дети скромны от природы, но каждый родитель в состоянии отличить типичное для своего чада проявление скромности от приступа страха или паники.

Присмотритесь к местам, событиям и людям, которые внезапно стали вызывать несвойственное до этого момента отвращение у малыша: детский сад, школа, поездка к родственникам на выходные, еженедельные тренировки по хоккею, или гимнастике.

6.   Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.

Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.

7.   Телесные повреждения.

Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);

боль при мочеиспускании и испражнении;

 синяки вокруг гениталий;

синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.

Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;

касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось.

1.    Безопасность.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.

В течение разговора важно занять и сохранить позицию не осуждения и поддержки. Исключены выражения сомнения, недоверия к описываемой ребенком ситуации и обесценивание или утрирование того, чем он/она с Вами делится. По-человечески крайне трудно сдержать агрессию как реакцию на рассказ ребенка. Однако это необходимо сделать, ведь ребенок может принять ее на свой счет.

2.   Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.

Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

Если ребенок отвечает «Да», завершайте разговор в той же манере. НЕ просите рассказать больше о конкретном случае. НЕ задавайте уточняющих вопросов. Заканчивайте разговор спокойным тоном, нейтрально. Ваша задача – НЕ навредить!!!

ВАЖНО! Сексуальное насилие не всегда оставляет негативное впечатление у ребенка. Поэтому наводящие фразы типа «причинил боль», «трогал неправильным, плохим образом» могут не найти отклика и ассоциаций у ребенка, в результате чего прозвучит ответ «нет», хотя факт растления мог иметь место.

3.   Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.

К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на  тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.

4. Секрет.

Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».

5. Поддержка.

Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.

В семьях, в которых установлены доверительные отношения между родителями и детьми, часто бывает так, что ребенок первым рассказывает свою историю. Его нельзя прерывать. Ребенка нужно обязательно предупредить о том, что дальше с ним/ ней будет разговаривать тетя или дядя (специалисты), которым он/она опишет снова все, как было, но Вы всегда будете находиться рядом.

ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита.

1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.

Перечислим преступные действия:

вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;

разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;

принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;

демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;

демонстрация ребенку порнографических изображений;

фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

2.  Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

Также убедитесь в том, что ребенок усвоил следующее наставление: если кто-либо попытается словесно выразить желание или дотронуться до «этого» места, сфотографировать его или произвести в отношении малыша/малышки любое из перечисленных в пункте «выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего» действие, то ребенок может воспрепятствовать (ответить «нет») и сразу же рассказать о случившимся родителям.

Нам нравится метод объяснения «хорошее прикосновение, плохое прикосновение, секретное прикосновение». Хорошие прикосновения – это широко употребляемые в обществе действия типа «дай пять», или одобрительное, несильное похлопывание по плечу. Плохое прикосновение – это то, что может ранить и причинить боль: пинок, толчок, пощечина, подзатыльник и т.д. Секретное прикосновение – это прикосновение взрослого к ребенку, о котором первый попросил или заставил ребенка молчать. Предупредите ребенка, что он/она должен (-на) рассказывать Вам о любых «плохих прикосновениях» и «секретных прикосновениях».

3. Обращение в милицию.

Схема действий:

в милиции или районном вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;

 в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

Будьте готовы к тому, что позже ребенка опросит непосредственно следователь или оперативный сотрудник милиции. У Вас есть право указать в заявлении просьбу провести опрос в специальных дружественных условиях комнат опроса для детей, что будет менее травматично для ребенка.

Последствия:

1.    Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию.

Результат:

—  в два раза увеличивающаяся вероятность инсультов, инфарктов, диабета;

—  в пять раз – риски падения успеваемости (безработица как следствие), употребление наркотиков, алкоголя, депрессии (в 30 раз возрастает риск попытки совершить суицид);

—  в 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

2.      Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Памятка для родителей

Детская агрессивность и ее преодоление.

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь каранда­шом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

·   ребенка бьют;

·   над ребенком издеваются;

·   над ребенком зло шутят;

·   ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

·   родители заведомо лгут;

·   родители пьют и устраивают дебоши;

·   родители воспитывают ребенка двойной моралью;

·   родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

·   родители не умеют любить одинаково своих детей;

·   родители ребенку не доверяют;

·   родители настраивают ребенка друг против друга;

·   родители не общаются со своим ребенком;

·   вход в дом закрыт для друзей ребенка;

·   родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку заботу;

·   родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

·   ребенок чувствует, что его не любят.

   Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

·внимание;

·   открытость;

·   сочувствие;

·   обязательность;

·   сопереживание;

·   доброту;

·   терпение;

·   ласку;

·   требовательность;

·   заботу;

·   честность;

·   доверие;

·   откровенность;

·   сердечность;

·   чувство юмора;

·   умение удивляться;

·   ответственность;             

·   надежду;

·   такт;

·   любовь.

Памятка родителям                              «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

«Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь».

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приоб­ретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Запомните эти простые правила…

1.   Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в си­туации, сопряженной с риском для жизни.

2.   Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.   Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера теле­фонов людей, которым вы доверяете.

4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализи­руйте вместе с ним.

6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества лю­дей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он ока­зался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.    Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физи­чески, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

9.    Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.  Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различ­ным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.  Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.      

12.  Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..

13.  Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите  себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его  жизнь невозможна

14.  Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.                                                    

15.  Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

16.  Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувст­вие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все. 17.  Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую  трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему осво­бодиться от груза вины и ответственности.