Советы психолога по профилактике суицидального поведения

ПСИХОЛОГ

Стелькина Ольга Васильевна

тел. 7-02-26

РЕЖИМ РАБОТЫ:

 Понедельник — пятница с 10.30 до 19.00

( обед с 13.00 до 13.30)

Выходные: суббота, воскресенье.

Наш адрес: г.Климовичи, пер. Революционный, 5в

Советы психолога полезны в любой жизненной ситуации.

Как справиться с трудной ситуацией в жизни?

Каждый из нас хочет быть счастливым. Мы оцениваем мир вокруг себя и стараемся сделать так, чтобы он максимально отвечал нашим запросам. Однако далеко не все и не всегда происходит так, как нам хотелось бы. 

       Трудности и препятствия нередко встречаются в нашей жизни. Мы печалимся, расстраиваемся, ищем объяснения, почему все произошло так, а не иначе, никак не можем поверить в то, что это случилось с нами. В своей жизни человек переживает различные ситуации и жизненные периоды, в числе которых как положительные и приятные события, так и времена трудных испытаний. Сложность жизненных этапов определяется индивидуальным опытом, и многие жизненные ситуации могут переживаться как проблемные. Наша жизнь становится другой, не такой, как прежде. Но так ли все плохо?             Мы продолжаем жить, а значит, у нас еще есть шанс стать счастливыми. Единственное, что для этого нужно, — это наше искреннее желание. Поскольку известных вам вариантов выхода из сложившейся ситуации нет, нужно перейти на новый уровень своих возможностей, обратиться к скрытым ресурсам, обнаружить ранее неизвестные и невостребованные способности, о существовании которых вы даже не догадывались. Это называется «преодолеть себя» — не исправить, не изменить, а, вооружившись приобретенным жизненным опытом, пусть даже негативным, научиться сегодня быть счастливее себя вчерашнего. Надеюсь, представленная в данном сборнике информация поможет вам в решении трудных ситуаций.

Что такое трудная жизненная ситуация?

Трудная жизненная ситуация — это ситуация, в которой в результате внеш­них воздействий или внутренних изменений происходит нарушение вашей привычной жизнедеятельности, в результате чего вы не в состоянии удов­летворять свои основные жизненные потребности посредством способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни. Это ситуации, в которых есть опасность для вашего физического или психического здоровья, которые происходят неожиданно, по непонятным для вас и не зависящим от вас причинам, которые сопровождаются потерей близких, смысла жизни, прежних ценностей и т. д.

Основы самопомощи

Что я могу чувствовать, когда оказался в трудной ситуации в жизни?

все безнадежно;

хочется расплакаться и думать только о худшем;

боль невыносима;

все бесполезно, и я никому не нужен;

 тело будто не принадлежит мне и иногда хочется замереть, и не двигаться.

Признаки непринятия трудной жизненной ситуации:

Эмоциональные:

 шок, отвержение, потеря веры (мир начинает рассматриваться как пугающее и опасное место);

 ярость, раздражение, скачки настроения;

 вина, стыд, самообвинение;

 чувства тоски и безысходности;

 растерянность,  нарушение концентрации;

 тревога и страх;

 пугливость, суетливость;

замкнутость; избегание общения с людьми;

 ощущение брошенности.

Физические:

бессонница и ночные кошмары;

потеря или усиление аппетита, поэтому увеличение или потеря веса;

 отвращение и неуважение к себе, своим потребностям;

желание причинить себе боль.

острые и хронические боли;

 повышенная утомляемость;

 мышечное напряжение.

Если какие-то из перечисленных симптомов характерны для вас, то вы абсолютно точно пережили трудную жизненную ситуацию. Однако не следует думать, что это произошло вследствие неправильно выбранной стратегии поведения. Нет «правильного» и «неправильного» способа реагировать на трудную жизненную ситуацию: чувствовать, думать и действовать. Поэтому не стоит винить себя и других за те или иные действия. Ваше поведение — это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. Вам нужно принять в вашу жизнь новый опыт, пусть даже пока негативный, который сделает вас мудрее.

Почему так важно принять трудную жизненную ситуацию?

Принятие опыта означает: мы умеем распознавать, что для нас благоприятно, а что нет; мы принимаем неизбежность как позитивных, так и негативных событий; мы осознаем последствия любого опыта, независимо от степени его желательности для нас. Если полученный жизненный опыт мы пережили в непринятии, то есть в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания случившегося, то можем снова и снова попадать в похожие трудные жизненные ситуации, в которых будем пытаться решать проблемы прошлого.

Как долго длится отчаяние?

Продолжительность этих переживаний может отличаться. Часто возникает ощущение, что «я больше никогда не буду счастлив и что не осталось никакой надежды на улучшения».

Однако, при своевременной помощи, имеющие опыт подобных переживаний, в дальнейшем живут полноценно и счастливо, так как отчаяние не навсегда — многое можно изменить.

Чем раньше делишься со специалистами своими чувствами, тем быстрее получаешь поддержку и преодолеваешь сложные ситуации. Хотя открываться другим иногда кажется небезопасным. Иногда хочешь рассказать о своих чувствах хоть кому-нибудь, но одновременно:

̶        не знаешь, кто может тебя выслушать;

̶        беспокоишься, что тебя не поймут;

̶        боишься того, что тебя осудят;

̶        не хочешь расстраивать близких людей.

Очень важно помнить, что ты заслуживаешь поддержки, ты не одинок и рядом с тобой всегда есть люди, готовые протянуть тебе руку помощи.

Почему ты в отчаянии?

Трудная ситуация имеет место в жизни любого человека любого возраста, пола, положения в обществе. Если тебе знакомы такие переживания, вероятно, ты продолжительное время уже ощущаешь растущее чувство тревоги и отчаяния. Иногда мысли полностью поглощают тебя, и кажется, будто бы нет возможности контролировать свою жизнь. Возможно, ты не знаешь, что привело тебя к таким переживаниям, но, как правило, это сочетание нескольких факторов.

Спровоцировать отчаяние может процесс переживания определенных жизненных трудностейнапример:

̶          крушение планов;

̶          невозможность принять резкие перемены в жизни;

̶          смерть близких;

̶          расставание с партнёром;

̶          отверженность или чувство одиночества;

̶          длительная физическая боль или болезнь;

̶          жестокое обращение в семье;

̶          судебное преследование;

̶          склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

̶          проблемы психического здоровья;

̶          ощущение себя неудачником или неадекватным;

Если ты не знаешь, что является причиной твоих переживаний, тебе может быть еще труднее поверить в то, что можно от них избавиться. Но какова бы ни была причина, всегда есть люди, готовые тебе помочь справиться с этими чувствами. «Всякий раз, когда я осознаю, что меня накрывают тревога и переживания, я напоминаю себе, что эти чувства могут измениться в одно мгновение. Возможно, я проснусь завтра утром и радость вернется — потому, что так происходило уже много раз».

Как помочь себе прямо сейчас?

 Ты можешь быть сейчас настолько потерян, зол на весь мир, испытывать такую сильную боль внутри, что может показаться, что этому не будет конца. Но важно помнить, что эти переживания не могут и не будут продолжаться бесконечно. Они пройдут, как проходят все чувства.

 Есть несколько шагов, которые ты можешь сделать прямо сейчас. Все люди разные, так что нужно понять, что подходит именно тебе.

 Вот несколько практических советов, которые уже помогли многим:

 Расскажи о своем состоянии кому-нибудь: поделись с другом, членом семьи или даже своим домашним животным. Это поможет тебе почувствовать, что ты не одинок и что ты можешь контролировать себя.

 Держи в руке кубик льда, дождись, пока он не растает, и сосредоточься на ощущении холода;

 Разорви газету, журнал или плакат на сотни маленьких кусочков;

 Прими контрастный душ, сходи в сауну.

 Найди время подумать о том, какие запахи, вкусы, телесные ощущения, звуки, образы у тебя возникают.

 Выровни свое дыхание. Сделай глубокий вдох и выдыхай медленней, чем обычно. Это поможет тебе чувствовать себя спокойнее.

 Напиши о своих переживаниях.

 Выйди на улицу. Почувствуй кожей дождь, солнце или ветер. Сосредоточиться на чем-то реальном, пока не станет легче

 Встреться с друзьями. Если ты не можешь поговорить со знакомым, позвони по телефону доверия или свяжись с онлайн сообществом.

 Думай о людях, которых ты любишь.

 Напиши о том, чего ты с нетерпением ждешь в будущем — например, твоё любимое блюдо, или выход нового сезона интересного тебе сериала;

 Запланировать на завтра то, что тебе очень хочется сделать. Твои планы не должны быть грандиозными или предполагать большие расходы.

 Поговори с самим собой так, словно ты разговариваешь со своим лучшим другом. Ты можешь сделать что-то небольшое, но приятное, например, принять ванну, закутаться в уютный плед и посмотреть свое любимое кино.

 Иногда мы можем погружаться в негативные мысли и терять надежду. Повторяй себе, что ты можешь преодолеть эти тяжелые переживания, и это поможет тебе обрести надежду и сосредоточиться на том, чтобы пережить сложное для тебя время.

 Вместо того, чтобы думать о том, что все плохо, приложи усилия и поверь, что это настроение не будет длиться вечно, и ты сможешь спокойно пройти через эти трудные переживания.

Избавляемся от переживаний через физическую активность

А вы знали о том, что тренировки помогают улучшить не только физическое здоровье? Да-да, они помогают чувствовать себя хорошо не только физически, но и психически.

Психические расстройства, в отличие от физических заболеваний, оказывают негативное влияние на мозг и «затрагивают» настроение, познавательные способности и даже способны изменять личностные особенности. Исследователями были получены данные, свидетельствующие о благоприятном воздействии физических упражнений на распространенные психические расстройства – депрессию и тревогу. По мнению экспертов, существует несколько причин, объясняющих положительное воздействие упражнений на психическое состояние человека:

̶    Через улучшение «внутреннего» состояния организма.

Физические упражнения полезны для мозговой деятельности. Это происходит за счет снижения факторов риска психических расстройств (сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, гипертонии, различных воспалений). Более того – благодаря увеличению кровообращения организм насыщается энергией и питательными веществами. Стоит отметить, что депрессия и иные психические расстройства непосредственно связаны с гиподинамией, а ведь физическая активность снижает риск нарушения психического здоровья.

̶    Через увеличение устойчивости к стрессу.

Физические упражнения – тоже своего рода стресс, именно поэтому систематические занятия повышают устойчивость к иным видам эмоционального и физического стресса. В результате – приобретенная стрессоустойчивость от физических нагрузок способствует лучшей адаптации человека в сложной ситуации.

̶    Благодаря привыканию к нагрузкам.

Симптомы, возникающие у некоторых тревожных людей во время приступа, – учащенный пульс, повышенное потоотделение, озноб и т. д. – сами по себе могут спровоцировать расстройство. Но благодаря регулярным физическим нагрузкам люди способны научиться контролировать признаки переживаемого физического стресса, и, как итог, симптомы тревожности пугают человека в меньшей степени.

̶    Через повышение самоэффективности.

Люди, приобретающие новые умения в области тренировок, повышают свою самоэффективность. Это, в свою очередь, приводит к появлению уверенности в собственных силах и к хорошей самооценке. Повышение самоэффективности – залог психического благополучия, в сравнении с низкой самооценкой, играющей косвенную роль в развитии расстройств.

̶        Благодаря развитию социальных контактов.

Всем известный факт – социальное взаимодействие и общение улучшают настроение и состояние человека. А тренировки часто проходят в какой-нибудь компании или при поддержке близких. Поддержка также имеет свойство улучшать настроение.

̶        За счет отвлекания от навязчивых неприятных мыслей.

Переживающие депрессию и тревогу люди обычно сосредоточены на собственных мыслях по этому поводу. Физическая нагрузка – это как раз то, что может помочь отвлечься от них, перенаправит внимание на приятные переживания «здесь и сейчас».

̶    Через поощрение участия (а не избегания).

«Замечание» собственных действий во время тренировок придает этим действиям смысл и значение. Структурированная программа занятий акцентирует внимание на значимость активности, учит быть настойчивым и старательным. Систематические физические нагрузки способны помочь тревожным людям научиться быть вовлеченным в других жизненные сферы, не избегать их.

Как управлять трудными переживаниями?

 Осознанно проживай каждый день. Бывают хорошие дни и плохие дни. Постарайся сосредоточиться на каждом отдельном дне и ставь для себя небольшие, достижимые цели.

 Разработай свои личные стратегии преодоления трудностей. Ресурсы самопомощи помогут тебе справиться с трудными чувствами и развить навыки преодоления.

 Позволь своим чувствам быть. Подавление или отрицание приходящих чувств может привести к их накоплению, и позже с ними будет ещё труднее справиться. Подумай о том, что стало причиной переживаний, и поделись своими мыслями с тем, кому доверяешь.

 Сделай шкатулку счастья. Наполни коробку тем, что вызывает у тебя приятные воспоминания и приободряет тебя, когда ты чувствуешь себя подавленным. В коробке может быть все, что имеет для тебя значение и помогает тебе. Например, любимая книга, смешные цитаты, фотографии, письма, стихи, свои заметки, мягкая игрушка, приятные тебе духи или запахи.

 Найди, что тебя провоцирует. Ведение дневника поможет увидеть, как изменяется твоё настроение в течение дня, и понять причины твоих переживаний.

 Не вини себя. Постарайся принять тот факт, что все твои чувства настоящие, не вини себя, а направь свои силы на то, чтобы быть бережным к себе.

 Напиши самому себе письмо. Опиши в нём свои счастливые моменты и людей, которые любят тебя и заботятся о тебе. Читай это письмо, когда трудно, чтобы напомнить себе, что все меняется, и жизнь может стать лучше.

 Планируй то, чего ты с нетерпением ждёшь. Это не должно быть что-то такое, как отпуск, но, допустим, планирование встречи с дорогими для тебя людьми или заказ билетов в кино, на концерт, спектакль, выставку или прогулка помогут тебе ощутить себя более уверенно в будущем.

 Поддерживай уважение к себе.

 Создавай себе праздники. Напиши о своих достижениях и о том, что тебе нравится в себе, даже в мелочах. Если тебя кто-то похвалил или просто улыбнулся тебе, запиши это в свой дневник.

 Делай то, что тебе важно. Неважно, читаешь ли ты книгу в течение получаса, занимаешься своим хобби или чем-то новеньким — главное, чтобы ты всегда находил время на то, что тебе нравится делать.

 Знакомься с другими людьми

 Поделись своими чувствами с другими. Расскажи людям, что тебе помогает и дай им знать, когда тебе тяжело. Это правильно: просить других быть рядом с тобой, когда ты нуждаешься в этом.

 Стань волонтером. Для тебя может быть полезна возможность делиться своим опытом с другими. Это укрепит твою уверенность в себе и не даст забыть, насколько твой опыт ценен и нужен другим людям.

 Позаботься о своём комфорте

 Высыпайся. Создай себе уголок, где ты научишься возвращаться в состояние равновесия перед сном и где тебя ничто не потревожит.

 Правильно питайся. Регулярное здоровое питание имеет огромное значение для твоего общего ощущения благополучия.

Где получить помощь?

Если  ты испытываешь депрессию, тревогу и отчаяние, то может показаться, будто нет ничего, что могло бы помочь. Но это не так.

Телефонная служба поддержки

Телефон доверия — это быстрый и удобный способ получить поддержку и помощь. Линии телефона доверия 8 (0222) 47-31-61, линия помощи для детей и подростков                       тел. 8-801-100-1611 доступны круглосуточно и предоставляют возможность беседы со специалистом. Разговор по телефону может быть особенно полезен, если тебе сложно открываться людям, которых ты знаешь, или делиться своими переживаниями в личной беседе. «Всегда есть тот, кто сможет выслушать».

Помощь психолога

 Консультативная беседа — это разговор о твоих чувствах, проблемах, способах справится с ситуацией. Возможно, этот разговор поможет тебе определить, почему ты испытываешь переживания, и как ты можешь помочь себе избавиться от них. Помощь можно получить у психолога по месту учебы.

У психолога учреждения «Климовичский районный центр социального обслуживания населения» тел. 7-02-26  можно получить консультацию или поддержку по вопросам повышения психической стойкости в трудных ситуациях.

Помощь врача

Помощь можно получить у терапевта поликлиники. Также можно обратиться к специалистам телемедицины или позвонить на телефон доверия. Обращение к терапевту — хорошее начало. Испытывать беспокойство при разговоре с врачом о своих переживаниях – не стоит, так как врачам привычно встречаться с людьми, которым трудно совладать со своими чувствами. Твой врач сможет направить тебя к специалисту неврологу, если нервная система нуждается в восстановлении или поддержке; совместно с врачом-психиатром оказать помощь, если требуется коррекция эмоционального состояния; выписать тебе лекарства, которые помогут справиться со стрессом, тревогой или отчаянием в трудной ситуации. Конкретного лекарства, которое способно полностью избавить от переживаний, не существует, но врач может подобрать индивидуальное лечение, чтобы помочь тебе справиться с данным состоянием, пока трудная ситуация в жизни не будет преодолена. Не стоит стесняться просить о помощи. Разговор о своих проблемах требует усилий, но люди способны помочь нам пережить трудные времена.

Могут ли лекарства вызывать тревогу и отчаяние?

Некоторые лекарства могут вызывать тревогу и отчаяние, если нарушить инструкции врача (схему) по приему препаратов или со временем требуется его замена. Если ты обнаружил, что прием лекарства вызывает у тебе подобное состояние:

 свяжись со своим лечащим врачом и как можно скорее обсуди это с ним;

Притча о позитивном мышлении

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику:

̶          Пожалуйста, хорошенько осмотри эту комнату и попытайся отметить в ней все, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, парты, книжные переплеты и еще множество разных мелочей.

̶          А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… синего цвета, — попросил учитель.

Молодой человек растерялся:

̶          Но я ничего не заметил!

Тогда учитель сказал:

̶          Открой глаза. Посмотри: какое здесь множество синих вещей!

Это было правдой: синяя ваза, синие рамки фотографий, синий ковер, синяя рубашка старого учителя. И учитель сказал:

Посмотри же на все эти предметы, которые ты не заметил!

Ученик ответил:

̶          Но это же уловка! Ведь я по Вашей указке искал коричневые, а не синие предметы.

Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся:

̶          Именно это я и хотел тебе показать. Ты искал и находил только коричневый цвет. Также происходит с тобой и в жизни. Ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь хорошее.

Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не происходит, то меня ждет приятный сюрприз. А если я буду надеяться на лучшее, то я лишь подвергну себя риску разочарования.

Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ты ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь.

И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь искать во всем и в каждом что-то положительное.

Можно ли называть трудную жизненную ситуацию кризисом? В китайском языке нет иероглифа, обозначающего слово «кризис». Изображают это слово с помощью двух иероглифов: «проблема» и «возможность». В Китае считают, что кризис — это полный опасности шанс, и определяют кризисную ситуацию как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через состояние психического кризиса и испытывая различные сопротивления.

Как бы тяжело, больно, грустно вам ни было, помните, что ничего не бывает вечным: день сменяет ночь, дождливую погоду — солнечная. Научитесь относиться к трудностям как к временным неприятностям, тем более, что так оно и есть. Научитесь принимать и преодолевать трудные жизненные ситуации так, чтобы через них получить новый жизненный опыт, научиться видеть жизнь во всем ее разнообразии, находить позитивное в негативном, а в итоге принять и полюбить себя.

Трудная жизненная ситуация — это, с одной стороны, угроза для жизни и здоровья, а с другой — опасность, что мы не заметим тот шанс, те возможности, которые жизнь нам предоставляет, и не воспользуемся ими. Что станет результатом вашей встречи с трудной жизненной ситуацией — зависит только от вас. Ведь все в ваших руках!

РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОМ СУИЦИДЕ

Уважаемые родители! Вашему вниманию мы предлагаем памятку по суицидальному поведению несовершеннолетних, важность которой трудно переоценить, ведь нет ничего дороже жизни наших подрастающих детей!

      В памятке приведены причины и предпосылки развития суицидальных тенденций у детей и подростков, рекомендации по распознаванию признаков надвигающегося детского суицида и способы помощи ребенку, попавшему в кризисную ситуацию, связанную с попыткой лишить себя жизни.

      Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался. Отечественная наука трактует суицид как действия, содержащие в явном или неявном виде намерение лишения себя жизни. Так же существует термин «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это — подростковые самоубийства.

      Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности, которое включает в себя: суицидальные мыли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

      Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Общая цель всех свершаемых суицидов – поиск решения. Цель которого состоит в том, чтобы найти решение проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль, душевные мучения, страдания и чувство беспомощности. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.

Что может стать причиной детского суицида?

 · Острые конфликты между родителями и детьми – это наиболее частая причина самоубийств у детей.

 · Сексуальное, физическое и эмоциональное насилие. Сексуальное и эмоциональное насилие является наиболее частой причиной развития суицидального поведения по сравнению с физическим насилием или пренебрежением в семье.

· Крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями. Недавнее романтическое расставание в течение трех месяцев, одно из наиболее критических событий, приводящее к самоубийству.

 · Запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников. Взаимосвязь между запугиванием, унижением и риском самоубийства зависит от пола и по-разному влияет на жертв и преступников. Буллинг редко является единственным фактором, способствующим суицидальному поведению.

 · Нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем зачастую являются пусковым механизмом к развитию кризисного состояния с суицидальными тенденциями.

· Частые переезды в раннем детстве в возрасте с 11 – 17 лет, независимо от наличия родительского конфликта, также могут усилить суицидальный риск.

 · Недавно выявленные психическое расстройство. Риск самоубийства в течении 3 месяцев после постановки диагноза в 10 раз выше при депрессии и расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ. Повышенный риск попыток самоубийства сохраняется в течении первого года после постановки диагноза тяжелой депрессии и тревожных расстройств.

· Распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ

 В состоянии ребенка:

Устойчиво сниженное настроение. Частым спутником суицидального поведения является депрессия. Нередко грустное настроение сопровождается мыслями об отсутствии перспективы, пессимистической трактовкой любого события.

Высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, особенно если они сочетаются с нарушениями сна, аппетита.

Чувство вины, которое не связано с реальными проступками. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.

В поведении ребенка:

Разговоры подростка о самоубийстве, о бессмысленности жизни. Вопросы ребенка родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?» Нередко обсуждение этих вопросов указывает на то, что мысли о смерти занимают ум ребенка.

Частые поисковые интернет-запросы на тему смерти и способов ухода из жизни.

Если в истории браузера встречаются сайты, связанные с суицидальной тематикой, нельзя исключить, что подросток приступил к планированию суицида.

Повышенный интерес к лекарствам, изучение инструкций по применению, аннотаций лекарственных средств, главным образом седативного действия. Приобретение средств, способствующих совершению суицида. Покупка средств увечья, лекарств указывает на подготовку к реализации суицидального замысла.

Раздаривание вещей, особенно субъективно значимых для ребенка.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

      Риск совершения суицидальных действий выше при наличии в характере ребенка таких черт, как импульсивность, несдержанность, склонность к действиям на основе сиюминутных порывов без достаточного продумывания возможных последствий.

Значительная часть суицидальных попыток совершается не в результате тщательного планирования, а импульсивно и необдуманно, под влиянием сиюминутного порыва.

Что делать если у родителей появились подозрения?

     При первых же малейших подозрениях на возможность суицида открыто и деликатно поговорите с подростком, выслушайте его без осуждения и постарайтесь с полной ответственностью вникнуть в его проблему.

· Всеми своими действиями показывайте ребенку, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой боли.

· Дежурные фразы о том, что «всё не так уж плохо» и «всё наладится» не помогают: слыша их, подросток чувствует, что вы не понимаете и не хотите понять и выслушать его.

 · Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать всё возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».

· Нет необходимости говорить много. Иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует ваш ребенок, в чём он сейчас нуждается, как он видит своё будущее.

· Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.

· Если ваш ребенок не идет на контакт, задайте ему несколько важных вопросов: — Тебе сейчас плохо? — Нужна ли помощь другого человека? — Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей? — Я могу вызвать врача? — Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время? — За это время ты не станешь причинять себе вред? Если все-таки ребенок не отвечает на данные вопросы, то, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи. Когда подросток скрывает свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, то взрослым следует поговорить с его друзьями, их родителями, учителями в школе, спросите, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального состояния

 — Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных. — Личностные факторы: развитые социальные навыки, уверенность в себе, умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей, открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний, наличие религиозно-философских убеждений, осуждающих суицид.

 — Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ!

     Недооценка серьезности чувств и намерений ребенка может привести к непоправимым последствиям. Безразличное или пренебрежительное отношение к жалобам подростка способно подтолкнуть его на необдуманный шаг. Со стороны взрослых ребенок должен постоянно получать поддержку, особенно в периоды возрастных кризисов и эмоциональных переживаний.

Родителям необходимо быть внимательным к тревожным знакам и предотвращать серьезные проблемы, устанавливайте с ребенком отношения, пронизанные заботой и вниманием к его духовной жизни.

Подводя итоги всего выше сказанного, стоит отметить, что независимо от того, нуждается ваш ребенок в наблюдении врачей, родителей, учителей или нет, ему необходимо следующее:

Любовь – без родительской любви подросток не сможет обрести чувство доверия, собственного достоинства и уверенности.

Пространство – подростку необходима своя комната, где бы он рос, думал, учился – и делал ошибки. Чрезмерная родительская опека и внимание не смогут воспитать независимость и уверенность в себе, которые можно приобрести только в самостоятельном полете.

Друзья – они облегчают выход за пределы родительского дома, предлагая комфорт, надежность и сочувствие.

Традиции – будь то религиозные или этнические узы, церемонии проведения школьных праздников или семейных торжеств, традиции дают подростку корни и возможность обозначить настоящее.

 Пределы – каждого подростка необходимо ограничивать, чтобы научить вести себя в реальном мире. Правила обеспечивают основу и безопасность.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Как наладить отношения с подростком?

Слушая подростка, дайте ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с событием, о котором он рассказывает. Для этого выслушайте ребенка, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал.

Это нужно, для того чтобы:

Подросток убедился, что вы его слышите, его правильно поняли;

Он может услышать самого себя как бы со стороны и лучше понять себя.

Слушая подростка, следите за его мимикой и жестами. Иногда дети уверяют, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, верьте мимике, выражению лица, жестам, интонациям.

Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивните головой, возьмите за руку.

Поощряя подростка, поддерживайте разговор, демонстрируя вашу заинтересованность. «А что было дальше?», «Расскажи мне об этом…»

Подростки – активны и энергичны, что сильно пугает родителей. Покажите разумные пути выхода энергии, научите подростка  отстаивать свои интересы. Полезное увлечение (спорт, хобби, кружки и пр.) даст выход адреналина и поможет избежать многих проблем.

Любой неверный шаг со стороны родителей приводит к тому, что подросток «закрывается», перестает делиться своими проблемами и переживаниями или даже хуже – начинает врать.

Интересуйтесь тем, что интересно ему, будь это музыка, компьютерные игры, виртуальное общение, спорт и т.д. Намерение объяснить подростку, что его интересы неправильные приведет к тому, что он не будет с Вами обсуждать эту тему. Если вникнуть в суть интересов ребенка и беседовать об этом, то всегда есть шанс найти понимание и доверие.

Будьте терпимее, не поддавайтесь соблазну осуждать. Это вызывает отторжение у подростка. Не стоит пускаться в критику или давить на подростка. Наладить нормальные отношения можно, если родители всегда открыты для контакта, готовы выслушать и говорить на равных.

Внимательным родителям важно найти те формы времяпровождения, которые будут интересны всем участникам (поход на футбольный матч, различные виды активного отдыха, туризм, шопинг или даже виртуальные развлечения). Риск возникновения проблем возрастает, если подросток находится в изоляции (конфликт с родителями, родители заняты работой, выяснением отношений между собой, алкоголизация родителей и пр.)

Памятка для родителей подростков

Младший подросток 11-15 лет.

  • Вы перестали понимать ребенка
  • Он изменился внешне и стал неуклюжим
  • Он ведет себя не так как раньше, иногда вызывающе
  • Прежние методы воспитания и обучения уже не действуют
  • У него на все свое мнение, которое уже не совпадает с Вашим

Это значит, что ребенок превратился в подростка

Признаки подросткового возраста:

  • Рост тела, неравномерное развитие внутренних органов;
  • Появление вторичных половых признаков;
  • Гормональный взрыв;
  • Неадекватная эмоциональность (грубость, плаксивость, частая смена настроения);
  • Неадекватная самооценка, чаще заниженная;
  • Важна внешность;
  • Появляется абстрактность и критичность мышления;
  • Характерно дихотомическое «черно-белое» мышление;
  • Сформирована способность рассуждать и стоить гипотезы;
  • Снижается интерес к учебе;
  • Подвергают сомнению модели поведения взрослых;
  • Расширяют границы допустимого (все хотят попробовать, поэтому нарушают правила, охотно идут на риск);
  • Живут сегодняшним днем;
  • Недооценивают значения взрослых в своей жизни (что ими обеспечен «тыл»);
  • Важно общение со сверстниками, интересны «чужие» люди;
  • Склонны к групповому «заражению» (делать то же, что  сверстники);
  • Частая смена интересов и идеалов;
  • Демонстрируют взрослость различными методами.

Подростковый возраст – это период, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Этот период определяет как человек будет:

  • реагировать на события своей жизни;
  • принимать решения;
  • какой круг общения выберет;
  • как будет относиться к самому себе и своим близким;
  • как будет строить отношения с противоположным полом и коллегами;
  • будет ли он успешным, научится ли достигать желаемого;
  • каковы будут его стремления, и как он будет преодолевать трудности.

Если Вы хотите сохранить хорошие отношения с подростком важно:

  • Исключить нотации и длинные предложения в общении с ним;
  • Перестать опекать подростка тотально;
  • Избегать чрезмерной критики;
  • Предлагая что-либо сделать, предоставлять возможность самому выбрать время или способ;
  • Предъявлять аргументированные требования;
  • Позволяйте столкнуться с последствиями своих действий или бездействий и самостоятельно исправить их;
  • Отказаться от насилия;
  • Оказывать поддержку, выражать понимание, подбадривать.

Мы заботимся о подростке и помогаем ему формировать важные жизненные умения:

  • понимать свои особенности, потребности, склонности, способности, возможности и желания;
  • ставить перед собой адекватную цель и выстраивать последовательные шаги к цели;
  • задумываться о последствиях своих действий;
  • принимать на себя ответственность и самому отвечать за полученный результат;
  • договариваться с людьми, разрешать конфликты, отстаивать себя и просить о помощи, правильно реагировать на критику и выражать благодарность, преодолевать трудности и расслабляться;
  • проявлять заботу о других людях.

Как реагировать на подростковые «колкости»:

1. Осознайте свои чувства, связанные с подростком, часто это бывает растерянность и раздражение.

2. Попытайтесь понять, что кроется за негативным поведением. Например:

  • Подросток ведет себя вызывающе и «нарывается» на скандал – может быть он испытывает напряжение, связанное с предстоящей контрольной.
  • Постоянно канючит и ноет – нуждается во внимании.
  • Вызывающе одевается – хочет быть заметной личностью.
  • Агрессивно себя ведет – нуждается в помощи и признании.
  • Отказывается выполнять задание – не уверен в своих знаниях и способностях.

3. Используйте полезные фразы в общении с подростком:«Давай поговорим»;«Что думаешь об этом?»;«Что ты собираешься с этим делать?»;«Что будет, если ты это сделаешь?»;«Мне интересно твое мнение»;«С тобой стало интересно общаться»;«Ты рассуждаешь, как взрослый, а легко ли это будет сделать?»;«Спасибо, что ты мне доверяешь»;«Я сохраню твою тайну и ни с кем не буду это обсуждать».

4. Помните, что подросток нуждается Вашем внимании и поддержке значительно больше, чем, кажется на первый взгляд

Памятка родителям.                                                               Как не допустить суицид у подростка?

         Что в поведении подростка должно насторожить родителей?

  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
  • Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Опасные ситуации, на которые надо обратить  особое внимание
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

        Что делать родителям, если они обнаружили опасность

  • Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
  • Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

      Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

      Для этого:

      — расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. 

      — придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!

      — помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

  • Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
  • Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
  • Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни  – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.  
  • Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
  • Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка.  Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
  • Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в  помощи и руководстве.
  • Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком.В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Полезная информация:

В случае необходимости вы и ваш ребенок всегда смогут получить профессиональную (психологическую) помощь:

— ГУО «Климовичский районный социально – педагогический центр» тел. 7-78-89, 7-70-50

— учреждение «Климовичский районный центр социального обслуживания населения» тел. 7-02-26

— врач-психиатр УЗ «Климовичская центральная районная больница» тел. 6-90-96

— Телефон доверия  (экстренная психологическая помощь круглосуточно)            8(0222) 47-31-61, 8(017) 202-04-01

— Общенациональная детская линия помощи  8-801-100-16-11.

Памятка для родителей.

Кризисные ситуации в жизни подростка:                                как пережить их вместе?

          Уважаемые родители! У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

       Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:

— любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка;

— несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

— ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);

— травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях; — тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

 — разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

— неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

 — импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);

— перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

— агрессивное поведение, раздражительность;

 — неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность; — нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

 — самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;

 — тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:

— Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком).

 — Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

— Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

 — Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

 — Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок. — Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.

 — При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации).

   Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.

     Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения.

    Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:

 — Успокоиться самому.

 — Уделить всё внимание ребёнку.

— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

 — Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

 — Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки :

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»

3) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

 4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

 5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:

 1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!» Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Признаки депрессивных реакций у подростков

 1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.

2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).

5. Вялость, хроническая усталость.

6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ. Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).

    В последние годы проблема подростковых суицидов стоит довольно остро. Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка:

Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае нужно поговорить с ним, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка Да/Нет

I. Эмоции

 У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.

II. Переживания

Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред» ). Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»

III. Ощущения в теле «Душевная боль».

Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии. IV. Поведение

Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых). Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.

Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае нужно поговорить с ним, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.

Запомнить:

 1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

 2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как построить доверительные отношения с подрастающими детьми?

Отношения родителей с подростками напрямую зависят от наличия контакта между ними. К сожалению, многие из нас сами отталкивают детей, даже не осознавая происходящего, и начинается это задолго до подросткового возраста. 

Потеря контакта с ребёнком

Послушание и  десятки в школе — это ещё не показатель гармоничных отношений. Если мы не знаем, что любят наши дети, чего они опасаются, с кем дружат и как у них складываются отношения с одноклассниками, то нам есть о чём задуматься. Конечно, любой контакт начинается с диалога, но нужно понимать, что диалог — это не допрос и не нотации. Если родитель не проявляет уважения к позиции ребёнка (особенно в подростковом возрасте), то не стоит удивляться, если тот начнёт отдаляться.

Уважение к границам — ещё одна важнейшая составляющая доверительных отношений. Наши дети — это не продолжение нас, и чем они старше, тем важнее для них личное пространство. Не стоит без спроса наводить порядок в комнате подростка, выбрасывать его вещи и читать личную переписку.

Ваш ребёнок слушает дурацкую музыку и нелепо одевается? Ну, а когда ещё ему это делать, если не сейчас?! Принимайте инаковость своего любимого подростка и «отращивайте дзен». Поверьте, ребенок будет очень признателен вам за доверие и уважение.

Психологическое давление и насилие

Психологическое насилие может принимать самые разные формы. К сожалению, в нашем детстве мало кто задумывался о вопросах психологии, и теперь мы, по инерции, тащим опасные модели отношений в свои семьи.

Запомните эти приёмы и постарайтесь не использовать их:

  •  Культивирование чувства вины. Оскорбления, унижения, негативные оценки личности.
    «Руки не из того места!», «Как ты выглядишь?!», «Позорище!»
  • Угрозы, шантаж, манипуляции.
    «Раз так, то и ты не жди от меня ничего хорошего!», «Ты не мне больше не сын/дочь!»
  •  Бойкот, изоляция.
    Очень тяжёлая форма насилия. Отвержение близкими = маленькая смерть.
  •  Сравнение с другими.
    Один из главных принципов сохранения самоуважения гласит «Сравнивать себя стоит только с собой вчерашним. Сравнение с другими обесценивает личность». Применяйте этот принцип и по отношению к ребенку.
  • Пугающее поведение (крики, замахивание и пр.).
  • Газлайтинг
    Вселение чувства, что с ребёнком не всё в порядке, что он неадекватен.
  •  Ограничение самостоятельности.
    Здесь речь не о домашних обязанностях, а о личных интересах —- праве выбора хобби, увлечений.
  •  Пренебрежение нуждами.
    Уверенность, что ребёнок — «недочеловек» и что его потребности менее важны, чем потребности взрослых членов семьи.

Самооценка

Самооценка ребёнка складывается из наших оценок. Конечно, никто специально не стремится привить детям комплексы и страхи. Тем не менее, часто наши слова не мотивируют, а только ранят. Как же направлять и подсказывать, не обижая? Запомните, пожалуйста, формулу.

Формула критической обратной связи
70% «Ты уже многое умеешь» + 10% чётко поставленной цели + 20% «Я в тебя верю»

Сначала нужно показать ребёнку, что с ним всё в порядке и он справляется. После — дать конкретные посильные задачи и подкрепить собственной уверенностью в успехе.

Например: «Ты так здорово садишься на шпагат / играешь в футбол / решаешь задачи! Слушай, раз ты такой взрослый, зачем я бужу тебя по утрам? Давай ты будешь вставать сам? Я знаю, ты справишься!»

Так мы создаём зону для будущей успешности и демонстрируем уверенность в способностях ребёнка. Любую проблему можно превратить в задачу, нужно лишь вместе подумать над путями решения. Договоритесь, что ребёнок всегда может обратиться к вам за помощью, но сами вы вмешиваться не станете. И не вмешивайтесь

А вот фразу «Неплохо, но вот тут ты немного не доделал…» стоит забыть — так мы не мотивируем, а прививаем синдром вечного недовольства собой.

Застенчивость, трудности социализации

Застенчивым и чувствительным детям нужна особая тактичность. То, что уверенный пропустит мимо ушей, неуверенный воспримет как подтверждение собственной несостоятельности и ненужности.

Как мы можем продемонстрировать поддержку?

  •  Вниманием: «Расскажи, пожалуйста…», «Я готов тебя послушать…», «Я с тобой».
  •  Признанием, что это тяжело для него: «Это действительно трудно, я тебе верю».
  •  Называнием чувств: «Да, такое очень злит…», «Это больно…»
  •  Согласием, что его реакция нормальна: «Ситуация и правда трудная…», «Понятно, почему ты на это злишься…», «Мне тоже это кажется несправедливым…»

А вот так делать не надо!

  •  Сравнивать: «Другим намного хуже…», «У меня тоже много проблем…»
  •  Обвинять: «Ты ведешь себя эгоистично…», «Мне больно на тебя смотреть…»
  •  Обесценивать: «Перестань себя жалеть…», «Это не повод для грусти…»
  •  Давать риторические оценки советы: «Тебе надо больше учиться..», «Будь ответственнее…», «Просто не обращай внимания…»
  •  Отстраняться: «Ты должен справляться сам…»

В сложных ситуациях важно не оставлять ребёнка один на один с проблемой. Лучшее, что можно сделать, — совместно найти пути выхода и показать, что мы рядом. Но, если ребёнок сам виноват в сложившейся ситуации, не надо решать проблемы за него! Лучше обсудить, выбрать тактику и позволить самому исправить ошибку. Так он научится ответственности и самостоятельности.

 Если же взрослый берёт на себя все риски, то создаётся опасный прецедент. Как бы мы не любили своих детей, важно находить в себе силы не «причинять им добро» насильно.