Профилактика взаимоотношений в семье

Влияние семьи на личность ребенка.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребенка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками.

Именно в семье, еще до школы формируются основные черты характера ребенка, его привычки. Семья – это первая школа общения ребенка. И каким будет ребенок, зависит от отношений в семье. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. Важно все – ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с друзьями, незнакомыми людьми. Дети чувствительны к взаимоотношениям с родителями, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность.

Чем дружнее семья, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Именно семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: диктат, «невмешательство», опека и сотрудничество. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, образовательный уровень, нравственные устои семьи.

Остановимся на стилях семейного воспитания:

  1. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из конкретных ситуаций. Однако, если они предпочитают приказ и насилие, то сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка личных качеств ребенка. А это гарантия неудачного формирования личности.
  2. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
  3. Опекав семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родителей с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые никого не уважают, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.            
  4. Сотрудничество, тип взаимоотношений, когда члены семьи живут общими целями, межличностные отношения выстраиваются на совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы в семье не было жестокого обращения. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Итак, семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Поэтому всегда необходимо помнить, что самое важное для ребенка, чтобы его любили таким, какой он есть.

 

Особенности общения с ребенком в семье.

«Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

                                                                                                                                             Дороти Нолт (писательница)

Сегодня мы поговорим с вами об общении в семье. Ведь одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение. 
Общение с ребёнком происходит с момента, как он появился. Общение – это не только разговоры, а ощущение, что тебя любят, понимают, ждут. Общение это утренняя улыбка, мимолётный разговор, взгляд, интонация и многое другое.

Общение необходимо детям так же, как вода и еда. Если ребенок общается с родителями и получает достаточно внимания – он максимально растёт и развивается. Недостаток общения в семье приводит к проблемам в психическом и физическом развитии, к потере интереса к жизни.  Ребёнок восполняет недостаток родительского общения проводя время за компьютером или на улице, где как ему кажется, его понимают и  принимают таким, какой он есть.

Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов:

  • принятие,
  • признание,
  • родительская любовь,
  • доступность,
  • воспитание ответственности и самодисциплины,
  • авторитет родителей.

Рассмотрим эти принципы:

Самый веский принцип – принятие ребёнка. Это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за успехи в школе или убранную постель, а за сам факт его существования в этом мире. Если ребёнок принят родителями, он чувствует себя значимым.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают успехи, достоинства ребенка, поддерживают его в трудностях. Признание формирует у детей чувство значимости  и необходимости в семье. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию родителей на усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание – в какой-то мере терпение родителей.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста.                

Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как он редко ощущал его.

Родительская любовь необходима ребенку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на требования, которые к нему предъявляются родителями. Дети, с которыми родители обращаются без любви, принимают действия родителей  в штыки, требования их не выполняют. Родители должны помнить, что недостатки в воспитании поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма, иронии и обвинений.

Быть доступным – значит, в любую минуту отложить свои дела, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Родители должны помнить, что быть доступным, значит вовремя обсудить с ребенком его переживания, выслушать его проблему и вместе с ребенком  найти выход из сложившейся ситуации. Когда ребёнок начинает искать совета у приятелей, одна из причин — родительская недоступность, т.е. безразличие к ребёнку.
Такие качества, как ответственность, самодисциплину можно формировать только через принятие, признание, родительскую любовь, доступность.

Воспитание ответственности и самодисциплины. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов, что он сможет со временем стать уравновешенной и зрелой личностью. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности. Это значит, что родители должны выполнять то, что обещали ребенку или друг другу, а если по какой-то причине этого не происходит, они должны найти в себе смелость признаться в этом и постараться исправить собственную ошибку.
Для формирования у ребенка навыков самодисциплины необходимо наличие у него в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение. Ребенок с раннего возраста должен знать слово «нет», так он осознает ограничения.

Авторитет родителей. Авторитет не приобретается «автоматически». Приобретение авторитета в глазах ребёнка – кропотливый труд отца и матери. Он нарабатывается годами. Поступки родителей, их мнение об окружающей действительности – это слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она не была. Авторитет во многом зависит от того, насколько родители сами умеют прощать и просить прощение. Ещё одно важное качество родителей – принятие критики в свой адрес со стороны своих детей.


О роли матери и отца в семейном воспитании ребёнка.

Статья о «секретах» материнской любви, о педагогике отцовской любви, о разнице в воздействии матери и отца, рекомендации по общению с ребёнком и педагогическом воздействии на него дома.

О роли матери в семейном воспитании ребенка. Женщина – «сердце» в семье, ее эмоциональный лидер. От снижения этой ее роли в семье на фоне изменений социального положения женщины в обществе теряют единство и сплоченность семьи, ибо отношения в семье созидаются женщиной.

О «секретах» материнской любви. Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Ребенок нуждается в ней как физиологически, так и психически, особенно, когда он еще слит с миром через мать. С ощущением тепла и уюта на руках матери к ребенку приходит внутреннее ощущение того, что «мир рад его рождению», «он желанен», «мир принял его». Мать — эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельно ребенка. Любовь к матери в идеале безусловна. Материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть». Мать любит ребенка, потому что это ее дитя, ему «не нужно добиваться и заслуживать» любовь матери, «если она есть, то равна блаженству». Когда ее нет – «все прекрасное уходит из жизни». Так писал о сущности материнства Э.Фромм, известный психолог и социолог. Настоящая материнская любовь бескорыстны. Представляя с ребенком единство, мать постепенно, по мере его взросления, помогает ему обрести автономию и независимость от себя. Любить ребенка по-настоящему означает иметь мужество «отпустить» ребенка в самостоятельную жизнь. Традиционная функция матери – обеспечить ребенку безопасное существование и вхождение в мир, поддерживать развитие его душевных и эмоциональных сил, воплощать духовное начало в ребенке.

О разнице в воздействии матери и отца Матери, как правило, строят свое поведение вне зависимости от пола ребенка. Они в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность. Мать больше опекает детей. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые отцы допускают. Объятия заботливых рук матери несут ребенку покой и защищенность, нежность, умиротворение, теплоту, легкость, в то время как отцовские поощряют активность, проявление силы. От матери ребенок учится близости и человеческой привязанности. Эмоции матери ориентируют ребенка в окружающем мире, сообщая ему сигналы добра или опасности.

«Сердце матери лучше солнца греет» Дорогие мамы, не упустите в развитии своего ребенка того момента, когда важно предоставить ему ощущение своей отдельности от вас. Прежде чем бросаться на помощь ребенку, всегда спросите: «Тебе нужна сейчас моя помощь?». Поддерживайте уверенность ребенка в том, что он всегда получит от вас ласку и эмоциональную поддержку вне зависимости от своего поведения. Избегайте жестких критических оценок ребенка – дети принимают материнскую критику подсознательно как отказ ему в любви. Примите во внимание тот факт, что причины невротического развития ребенка нередко связываются с властностью или излишней снисходительностью матери. Чаще говорите своему ребенку поддерживающие фразы, типа: «Я рада быть здесь с тобой»; «Я никогда не исчезну от тебя»; «Замечательно, что ты у нас с папой есть»; «Для меня все важно: и что ты делаешь, и что ты думаешь»; «Я буду тебя любить, даже если ты будешь от меня отличаться»; «Ты мне нравишься, даже если мне не нравится то, что ты иногда делаешь» и т.п. Прислушивайтесь к малейшим нюансам переживаний своего ребенка, проясняйте его чувства в разговорах «по душам». Помните, что качество контакта ребенка с матерью – главное условие его психического здоровья. Поддерживайте контакт с ребенком интонацией голоса, взглядом, улыбкой, прикосновениями. Помните, что ребенок заражается живостью восприятия жизни, радостью жизни, желанием с любовью познавать окружающий мир от вашего личного ощущения полноты жизни и счастья. То, чему ребенок научится в отношениях с вами, окажет влияние на все сферы его взрослой жизни. Стремитесь быть гармоничной в проявлении себя не только в материнстве, но и супружестве. Для ребенка это счастливая возможность успешно овладеть гендерной культурой. Ваша родительская солидарность с мужем, отцом ребенка, — надежный воспитательный стержень в семье, солидарные родители – «позвоночный столб семьи».

О роли отца в семейном воспитании детей.

 Бесценно гармоничное сочетание обоих родителей – отца и матери, в полноценном развитии детей. Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для успешного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя. Н.М. Карамзин утверждал, что «без хороших отцов нет хорошего воспитания». Но все отцы разные: одни будто родились с талантом отцовства, а другие… лишь декларируют свое отцовство. Тем не менее, современные отцы превосходят отцов прошедших поколений в уходе за детьми и общении с ними. Они эмоционально ближе к детям, лучше их знают, больше дорожат их любовью, больше к ним привязаны. Даже самый слабый сегодняшний отец сильнее, чем отцы предыдущих поколений. Поэтому отсутствие отца ощущается сегодня ребенком тяжелее, чем в прошлом, когда воспитательные заботы были исключительно женским делом. Как известно, традиционная функция отца – обеспечивать социальную опору и авторитет семьи.

О педагогике отцовской любви Природа любви отца, как и матери, опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена. Она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если тот не оправдает ожиданий отца. Отцовский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, каков ты есть»; «что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня». Отцовская любовь движима принципами и ожиданиями, она терпелива и снисходительна, но не угрожающая и авторитарная. От нее ребенок получает все возрастающее чувство собственной силы.

Советы отцам Отец нужен ребенку с первых дней жизни. Точка зрения о том, что младенец нуждается только в матери, безосновательна. Именно отцы играют решающую роль в полоролевой социализации сыновей и дочерей, т.к. в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка. Подходите разумно к решению в семье вопросов авторитета, власти, строгости, порядка и дисциплины. Без мудрого отца ребенку всего этого не хватает. Чтобы достичь в воспитании хорошего результата, не жалейте на это времени. Но не стоит всякий раз винить себя за усталость вечером, лучше больше общайтесь с ребенком в выходные. Откройте ребенку путь к познанию о мире, труде, технике. Именно отец проторяет ребенку дорогу к человеческому обществу, приводит его к людям. Побуждайте ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируйте его на риск и преодоление трудностей, ориентируйте ребенка на социально полезные цели. Предоставляйте ребенку свободу и самостоятельность. Поощряйте его активность и проявление силы ума и характера. Тогда ребенок сможет справиться с проблемами, которые ставит перед ним современная жизнь. Дети ощутившие отцовскую любовь, повзрослев, успешнее «стают на ноги». Рассказывайте ребенку истории из своего детства, о своих школьных успехах и увлечениях. Чем больше ребенок будет о вас знать, тем больше у него будет поводов вами гордиться. Будьте достойным примером своим детям в решении повседневных вопросов домашнего быта. Сегодня сфера справедливого распределения между супругами домашних обязанностей стала важным условием семейной стабильности и благополучия.

Матерям на заметку — Не оценивайте вклад мужчины в воспитание «женскими мерками». — Помните, что стиль отцовского поведения нередко зависит от того, как ведет себя и что дает ребенку мать, что в воспитании они доверяют друг другу. — Родительские чувства мужчины нередко «подпитываются» теплыми отношениями с женщиной. — Образ отца формируется у ребенка во многом под влиянием того, что слышит ребенок от матери и бабушки, что читает в их глазах, когда речь заходит об отце. Грустный прогноз специалистов: грядущим поколениям угрожает «безотцовщина» из-за увеличения числа разводов и внебрачных рождений. Это одна из причин наблюдающихся сбоев в социализации поколения детей.

Поддерживайте в своей семье добрые традиции Чаще выражайте искреннюю благодарность мужчинам своей семьи в их роли любящих и ответственных отцов и дедов, активно и искренне участвующих в воспитании детей наравне с матерями.

Роль отца в семейном воспитании. Гендерный подход

«Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». А.С. Грибоедов

О роли отца в жизни ребенка рассуждали и думали многие педагоги. Мне кажется, очень правильно сказал об этом В. А Сухомлинский: «Роль мужчины-отца определяется его ответственностью. Отец, умеющий быть ответственным – настоящий мужчина».                                                         

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо равновесие материнского и отцовского влияния. Многие, наверно, понимают, что одни свойства в детях легче воспитывать матери, другие – отцу. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки. Матери ближе внутренние отношения в семье – ее эмоциональный и нравственный климат, богатство и тонкости человеческих отношений. В воспитании чувств она может дать детям больше, чем отец. Но у матери есть слабые места – например, инстинктивное стремление защитить ребенка от всего, что таит опасность. Поэтому приучать ребенка к сложностям жизни, к риску, мужеству лучше сможет отец. Отец больше способствует развитию интеллектуальной сферы, закалке детей, физическому развитию, воспитанию смелости, упорства, самостоятельности.

Такое равновесие, к сожалению, сейчас наблюдается очень редко. По данным социологов и педагогов, в большинстве семей отцы мало, а то и никак не занимаются детьми.

По всем этим причинам резкий взлет отцовского участия в воспитании – одна из главных нужд семьи и один из основных, наверно, рычагов, которые могут улучшить всю семейную атмосферу. Это облегчило бы жизнь матерям, помогло бы сделать теплее семейный климат. Это хорошо бы сказалось на многих детях, могло бы восстановить в их душах нарушенное равновесие женских и мужских влияний.

С малых лет у детей закладывается представление о любви, о семье, о быте, о разделении труда, то есть духовной сущности брака. И семья, в которой вырос человек, часто становится моделью той семьи, которую он создаст со временем.

Сегодня многие люди всерьез рассуждают о том, что роль отца в воспитании не так уж и значительна. Считается, что потребность в папе формируется гораздо позже дня рождения, потому что первые годы жизни малыш нуждается исключительно в маминых теплых руках. Действительно, в сравнении с широким спектром материнских обязанностей функции отца выглядят куда более расплывчатыми. Ведь именно мама долго вынашивала и терпеливо выкармливала драгоценное дитя… Папа появляется в семейном орнаменте гораздо реже и особенным авторитетом у ребенка не пользуется. В большинстве современных семей мама распоряжается досугом ребенка, служит флагманом воспитания и частенько единолично принимает важные решения, касающиеся его будущего.

Мудрые женщины позволяют мужьям общаться с ребенком «на равных», и, кстати, это способствует большему сближению обоих. Ведь на самом деле далеко не всякий мужчина сразу испытает любовь к своему новорожденному ребенку. Среднестатистический папа радуется, прежде всего, самому факту рождения ребенка – ура, я стал отцом! Тогда как сюсюканий и умильных всхлипов вы от него не дождетесь. Встречаются, конечно, исключения, но именно встречаются, а потом проходят мимо. Тем не менее даже младенец прекрасно узнает папин голос, если он уже слышал его в утробе. Новорожденный чувствует и папины руки (кстати, многие малыши с удовольствием нежатся и засыпают на руках отцов), и его запах. Отец с детства воспринимается ребенком как близкий, любимый, родной человек. Детский мир загадочен, и взрослые не всегда могут разобраться в том, что творится в головке ребенка. Малышам жизненно необходимо чувствовать себя под защитой. А кто лучше папы способен дать им эту защиту? То, что рядом с ребенком находится сильный, в детском понимании едва ли не всемогущий человек, способствует повышению самооценки – послушайте, как малыши хвалятся папами в раздевалке детского сада! Любимая и обожаемая мама рано или поздно отходит на второй план, особенно если речь идет о мальчиках. Нет, сыновья все так же преданно любят свою маму, но с папой им становится интереснее. Папа столько знает об индейцах, и он может объяснить, как работают стеклоподъемники, а также умеет стоять на воротах, играть в шахматы и разгребать снег лопатой!

Женщинам часто не нравится мужская грубоватость в общении с ребенком: «Зачем ты учишь сына драться? Надо, чтобы он умел договариваться с людьми, решать проблемы словами!» И мужья нередко отступают в сторону перед подобным напором жены, хотя на самом деле умение драться для мальчика – жизненно необходимо. Наш мир, увы, не идеален, и разве вам понравится, если вашего подросшего малыша начнет мутузить какой-нибудь Вовка-Батон из параллельного класса? Дети искренне верят в то, что папа умеет почти все на свете, и с каждым годом привязанность к папе все растет и растет. Конечно, при условии, что мудрая мама создала для этого все условия! Ведь мужчины – в отличие от женщин – мало чувствуют «зов крови» и по-настоящему любят только тех детей, которых воспитывали.

Мальчикам необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за  взрослыми, мальчик безошибочно выбирает жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копирует поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщинам и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Мужчина, отец, действительно, в глазах ребенка является неким образцом, идеалом. У мальчиков это проявляется особенно ярко – начиная с 3 – 4 лет они изо всех сил обезьянничают, стараясь походить на папу: пытаются говорить басом, просят купить им кепку, как у папы. Считается, что мальчик, имеющий перед собой модель нормального мужского поведения, будет испытывать в будущей социальной жизни меньше сложностей, чем его сверстник, лишенный такого опыта. Не зная законов существования в мужском мире, мальчик бывает не готов к жизни по взрослым правилам и часто испытывает трудности в общении, не умеет постоять за себя. Между прочим, мамы, воспитывающие сына в одиночку, вполне могут решить проблему за счет… деда или дяди. Главное, чтобы перед глазами мальчика все время находился некий мужской эталон.

Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенности в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать о таком «важнейшем» для девочки обстоятельстве, как внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

Для девочки отец не только близкий человек, но и самая первая женская любовь. Авторитет папы бывает так высок, что многие взрослые девушки неосознанно выбирают себе мужчину, чем-то напоминающего отца. И сохраняют нежную привязанность к отцу, даже став взрослыми, семейными женщинами. Когда папа не обращает никакого внимания на свою дочь, очень часто такой ребенок, вырастая, не имеет индивидуальности. Естественной реакцией в этом случае будет обратное подражание. К примеру, если папа педантичен, то девочка будет неорганизованной. Жизнь у нее будет труднее, чем у тех детей, чьи отношения с отцом были нормальными.

Мальчики, выросшие в неполных семьях, в которых нет отца, бывают порой излишне агрессивны, им свойственно проявлять враждебность по отношению к окружающим, вести себя импульсивно. Считается, что чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у подростков как бунт против излишней зависимости от матери, есть, как бы, выражение поиска своего мужского «я». Агрессивность в этих случаях есть проявление собственно мужских черт, бессознательная попытка продемонстрировать свою мужественность. А что происходит в семьях, где мать одна воспитывает дочь? Оказалось, что вплоть до юношеского возраста отсутствие отца никак не проявляется в поведении девочек. Однако в юности у них возникают определенные сложности в установлении контактов и дальнейшем общении с молодыми людьми. Девушки, не имея в детстве опыта общения с людьми противоположного пола, со всеми их достоинствами и недостатками, взрослея, пытаются найти того, кто соответствовал бы их возвышенному идеалу, некоего «рыцаря без страха и упрека». Эти девочки не имели возможность наблюдать, как складываются отношения между мужчиной и женщиной в повседневной жизни.

Думаю, отцам есть о чем задуматься. Предлагаю несколько собирательных характеристик, созданных психологами. Может быть, узнаете в какой-то из них себя и сможете подкорректировать свое поведение.

 «Кормящий отец» —  умеет выполнять все функции раннего материнства, за исключением кормления грудью. Такой папа заботлив, хозяйственен, инициативен. Положительного в этом варианте гораздо больше, чем отрицательного, но только в том случае, если рядом с заботливым папой оказалась такая же заботливая мама. В противном случае, роли меняются, мама обрастает несемейными интересами и постепенно отдаляется от воспитания ребенка.

«Бизнес- папа» —  знает, как делать деньги, что, безусловно, нельзя не оценить. Беда лишь в том, что это занимает у него 25 часов в сутки… Появляясь поздно ночью и уходя из дома ранним утром, такой папа может неделями не видеть собственных детей и не всегда твердо отвечать на вопросы, в каком классе учится его ребенок. Функцию отца бизнес-папы видят в основном в материальном обеспечении семьи и уж здесь-то заботятся о ребенке по высшему разряду… Увы, как бы ни гордился ребенок своим «крутым» папой, он все равно чувствует себя покинутым и ненужным.

«Диван Диваныч» – это папа, возлежащий перед телевизором, почти элемент интерьера, на которого не реагирует никто, даже кот. Диван Диваныч лоялен, нейтрален, ленив и флегматичен, как Обломов. Такой папа, в общем-то, безвреден, поскольку присутствует чисто формально и не мешает семье развиваться свободно и спокойно. Однако и пользы от него немного, так как веского мужского слова в воспитании дождаться от него невозможно.

«Воскресный папа» – обычно страшно увлеченный человек. Он одержим компьютером, фотографией, автомобилем – чем угодно, только не ребенком. На работе он может быть занят целыми днями (хотя и не приносит домой миллионы, как бизнес-папа), а в выходные мама с трудом выталкивает его на прогулку с сыном. Говорить им не о чем, и при таком отце для малыша нет никого дороже мамы…

«Папа-мама» — это по матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы: искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это сделать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладиться, бывает несдержанным, вспыльчивым даже злым. Вот и в доме то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.

«Карабас-Барабас» — злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». А семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказание в качестве профилактики –излюбленный метод воспитания.  С таким отцом вполне возможно, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю.

«Попрыгунья – стрекоза». Его идеал – свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него – тяжелая ноша, ребенок – обуза, предмет забот жены. При первой возможности папа этого типа превращается в приходящего.

Любому бросится на помощь, забыв о собственной семье, так называемый «Добрый молодец», «рубаха –парень».На первый взгляд, он  и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере  ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах  ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» — папа не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящей маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не может перейти на его сторону.

Очевидно, что многие из отцов этих типов могут оказывать как положительное, так и неблагоприятное влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Однако отсутствие папы в семье влечет за собой еще более тяжкие последствия.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представления  о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.

Сердцевина детской личности, ее фундамент создается в семье. На этот фундамент потом накладываются все другие влияния жизни, но восприятие этих влияний, степень переработки их в двигатели поведения зависят именно от тех корневых основ детской личности, которые закладываются в семье.

В этом состоит уникальная роль родителей, в которой их не может заменить никто!

В полноценной семье ребенок имеет возможность получить от обоих родителей внимание, заботу. Кроме того, ребенок может наблюдать взаимоотношения между отцом и матерью, что очень важно для его социального развития. Но в любом случае от желания самого отца зависит, станет ли он настоящей опорой для ребенка, сможет ли оказать реальную помощь матери в его воспитании.

Советы любящему папе

  • Уделяйте ребенку свое свободное время. После работы хочется отдохнуть, но ведь это единственная возможность пообщаться с ребенком. Расспросите, как малыш провел день, поиграйте с ним.
  • Обнимайте ребенка. Отец не должен стесняться проявлять свою любовь. Детям нужен тактильный контакт, и не только с мамой.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, подтягивайтесь вместе на перекладине, поиграйте в футбол, бадминтон, зимой в — хоккей.
  • Займитесь «маминой» работой. Заботы, которые традиционно считаются «мамиными», не обязательно должны быть только ее обязанностями. Отец должен участвовать в их выполнении столько, сколько он может. Это отличный шанс продемонстрировать свою привязанность.
  • Читайте ребенку книги. Это интересное и занимательное занятие , а привычка читать очень пригодится  детям в жизни, поэтому важно привить ее как можно раньше. Кроме того, вы хорошо и с пользой проведете время вместе.
  • Поддерживайте маму. Не ссорьтесь с женой при детях, ваше отношение  — пример для подражания. Будьте одной командой, если вы в чем-то не согласны с супругой, обсудите это наедине.
  • Повышайте детскую самооценку. Показывайте ребенку, что вы его цените, проводя с ним время, обучая, хваля его результаты и достижения.
  •  

«10 советов маме, которые помогут папе обрести

взаимопонимание с  малышом»

1.Пусть папа приобщается к уходу за ребенком с первых дней жизни. Поначалу это выражается в простом уходе: купании, прогулке,

кормлении из бутылочки. Каждое действие должно сопровождаться

словами  и улыбкой, обращенными к ребенку.

2.  Папы отличаются от мам еще тем, что играют с детьми в другие игры – более подвижные и энергичные. И дети просто обожают это! Не реагируйте негативно на игру, если она вам не нравится только потому, что не похожа на ваши игры с ребенком.

3. Почему–то папы больше общаются с собственными детьми в общественных местах, таких как зоопарк или цирк. Чаще устраивайте подобные выходы в свет!

4. Папы, проводящие  много времени с детьми, становятся для них важной

фигурой и моделью поведения, которой малыш следует в будущем. Чем

активнее такое общение, тем лучше воздействие, оказываемое на

психическое состояние ребенка.

5. Одни родители считают, что малыша нельзя ни в чем ограничивать, чтобы

не  помешать проявлению его творческих способностей. Другие ждут от

ребенка абсолютно взрослого поведения, ответственности за все слова

и поступки. Безусловно, лучше придерживаться золотой середины:

ребенок должен знать о существующих рамках, но любые запреты не

должны совсем ограничивать его свободу.

6. Выдвигайте разумные требования и настаивайте на их выполнении:

ребенок должен четко знать, чего от него ждут. Проще поддерживать

желательное поведение, чем бороться с нежелательным.

7. Папы обычно более строги в наказаниях, поэтому важно следить за тем,

насколько категорично отец высказывается. Но даже если вы не согласны с

папиными методами воспитания, ни в коем случае не обсуждайте этот

вопрос в присутствии ребенка, поговорите наедине.

8. Ребенка нужно хвалить! Но не забывайте хвалить и папу – нельзя

оставлять его заслуги и достижения незамеченными.

9. Помните, что ваши супружеские отношения – пример для ребенка,

которым он будет руководствоваться и в своей будущей семейной жизни.

10. И самый главный совет, который можно дать мамам и папам – любите

своего ребенка! Об этом он точно будет помнить всю жизнь.

Возрастные особенности.

Младший школьный возраст — от 7 до 11-12 лет.

К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новыйстатус ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет положительное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться».

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность.

У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности.

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть дежурным, командиром «семейки» и т.д.).

Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим.

Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение одноклассников, нарастающая роль общественного мнения.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя — все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книги, очень ярки.

Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», — многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально те то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.

В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т.п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.

Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания ребенок говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.

В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.

Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.

Средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет.

Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.

Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила по русскому языку, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру — подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.

В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, плаката. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной деятельности.

Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием, конструированием, вокалом, участием в КВН. Большое место занимают экскурсии, походы, путешествия. Ярко проявляет себя подросток  в играх. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т.д.). Увлекаясь внеучебной  деятельностью, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.

В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.

В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т.д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.

В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает.

При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.

Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка — это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это яркие личности и реже близкие люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.

В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление спиртного).

Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т.е. претендует на равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.

Для подросткового возраста характерна потребность в общении со сверстниками. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение одноклассников оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди ровесников, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.

Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.

Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения одноклассников. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он принимает.

Старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной или нескольким наукам. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников.

Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать репетиторов и т.п.

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т.д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать.

Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но сам ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства.

Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к сверстникам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии и т.д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т.д.

В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.

В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопросы: что такое настоящая дружба и настоящая любовь.

В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности. Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям.

Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс или дружеская компания. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.

Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.

Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность — самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности.

Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании.

Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Советы психолога родителям дошкольника:

Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент будущего развития личности.

Особо остро ощущается вопрос воспитания детей дошкольного возраста, ведь они уже попадают в среду сверстников. И здесь как никогда обостряется обязанность родителей развивать детей физически, духовно и умственно.

Каждый ребенок рождается уже с заданными качествами характера и свойствами поведения. Родителям же необходимо выступить исключительно направляющим и корректирующим механизмом воспитания. Ни в коем случае нельзя переламывать или рушить личностные качества ребенка. Для соблюдения правильной стратегии воспитания ребенка необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

Советы психолога родителям дошкольника:

говорите ребенку о своей любви;

хвалите его за успехи;

не ограничивайте ребенка в самостоятельном подборе одежды;

не повышайте голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;

не обманывайте детей, они в любом возрасте подражают вам;

играйте и занимайтесь вместе с ребенком регулярно;

умейте слышать и слушать;

не устраивайте ссоры при детях;

не создавайте тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;

не идеализируйте ребенка;

не навязывайте чрезмерную любовь;

не используйте чрезмерную грубость, авторитарность; исключите физические наказания;

не перекладывайте на других заботы о вашем ребенке;

в общении с ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;

у детей есть собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;

учите ребенка доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;

если детей в семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество. Всячески демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;

не демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;

повышайте уровень самооценки ребенка;

следите за тем, что бы между вами было полное доверие;

избегайте длительных объяснений и сложных бесед;

уважайте в ребенке индивидуальность;

научите ребенка правильно распределять и планировать свое время;

уважительно относитесь к увлечениям ребенка;

привлекайте ребенка в различные формы труда.

 

Одно из важнейших правил воспитания:

«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»

РЕБЕНОК И КОМПЬЮТЕРНЫЕ  ИГРЫ

Почти все родители задаются этим вопросом. Очень актуальная тема в наше время.

Компьютерные игры, как на мобильнике зачастую заменяют живое общение и подвижные игры на свежем воздухе со сверстниками. Подросток может играть за компьютером в чересчур жестокие игры, что обязательно скажется на его психологическом состоянии.  На самом деле от этого увлечения наших детей нам никуда не деться. Компьютер пришел в нашу жизнь и останется в ней, хотим мы этого или нет. Отсюда вывод: бороться бесполезно, но нужно контролировать. Настройтесь на долгую борьбу за переключение своего ребенка от компьютера на реальную жизнь. За один день это вряд ли удастся сделать.

Важно понять, чего ребенку не хватает в реальном мире и почему он уходит с головой в компьютерные игры.

— Почему он все время у компьютера? Ответ прост: ему там хорошо. Никто не читает нотаций, а игры снимают стресс. Друзей тоже проще заводить в интернете, особенно, если в реальной жизни нет. Организуйте живое общение вместо виртуального, на время, отвлекая подростка (вы можете  устроить ужин и пригласить всех друзей своего ребенка).

— Не запрещайте подростку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Это может, обернется обратным эффектом. Гораздо лучше, если родители попытаются вводить некие ограничения. Постепенно такие ограничения войдут в привычку, и родители заметят позитивные результаты своих усилий. Установите время, в которое ребенок может находиться за компьютером (например, с 17.00 до 19.00, но после выполненных уроков и домашних обязанностей).

— Но не используйте такой метод как «бартер», он приведет к «торговым отношениям» с собственными детьми, т.е обмениваться на что-то, заставлять (например, выносить мусор, а за это позволять играть в компьютер полчаса или наоборот, запрещать в обмен на новую игрушку или сладости).

— Станьте другом вашего ребенка, не отмахивайтесь от его проблем. Возможно, в суете повседневных забот вы сильно отдалились, пока не поздно, стоит наверстать упущенное. Пусть он рассказывает вам, а не виртуальным собеседникам о том, что происходит в его жизни (поговорите с ребенком, выясните, какой он герой в этой игре. И помогите ребенку обеспечить в реальной жизни эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем!).

— Проводите больше времени вместе. Дайте ему понять, есть столько разных способов проживать жизнь интересно.

—  Посоветуйте занятие в кружках и секциях, найдите общее хобби.

—  Если ребенок проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на ваши замечания, обратитесь за помощью к психологу. Возможно, речь идет о серьезной зависимости, которую не снимешь уговорами.

«Что делать, если ребёнок ничего не хочет?»

— Да, очень часто приходится слышать от родителей, что ребенок «ничего не хочет», «ему всё безразлично», «его ничего не интересует», «нет целей». Это очень широкий и объемный вопрос. Я постараюсь его немного сузить.

— Что такое «я хочу»? можете ли вы ответить на вопрос, что вы хотите сами, а не от ребенка? Часто этот вопрос ставит в тупик человека. Почему-то складывается так, что мы лучше и охотнее отвечаем за желания другого, чем за свои. А желание – это то, что принадлежит конкретному человеку, оно связано с внутренними потребностями человека, это своеобразный импульс изнутри вовне, к предмету потребности (желания).

— На ранних стадиях развития желания больше носят физиологический характер («хочу есть», «хочу спать», «хочу писать (в туалет)» и т.п.). Эти желания носят чаще непроизвольный непосредственный характер.
— Удовлетворение вовремя данных потребностей ребенка научает ребенка сохранять свои желания и умение обходиться с ними бережно. По мере взросления ребенка его учат откладывать свои желания, задерживать срок их исполнения (терпеть, по-другому). Метафорически желание – это «бензин, топливо», которое заводит наше тело (двигатель внутреннего сгорания), приводит его к движению: нет желания – нет движения.

— По мере взросления ребенка развивается и расширяется репертуар его желаний. Есть такое выражение «отбить руки» — это, другими словами, отбить охоту желать/хотеть.

Поэтому необходимо:

1. Поощрять желания ребёнка к освоению нового опыта, а не останавливать его порыв (движение) к предмету интереса. Если ребенок хочет помыть посуду, которую ранее никогда не мыл, не следует ему говорить – «не надо это делать, за тобой всё равно придётся всё переделывать и убирать». Помните, что новый опыт у ребёнка формируется сначала в совместной деятельности с более опытным партнёром (взрослым), а потом уже совершается индивидуально. Потерпите немного неумение ребенка, он научится. Если же вы сами не можете потерпеть, то как ребёнку научиться правильному терпению, которое сродни усердию (или усилию)?

2. Не путать отсутствие желания у ребёнка с ленью. «Лень» у ребёнка-дошкольника – это сигнал беды. Очень часто лень путают с усталостью или слабостью ребёнка, или даже с его неумелостью. Требования к ребёнку должны быть по его возрасту и умению. Не торопите ребёнка. Возможно, он у вас флегматичен, то есть медлителен по своей физиологической природе. Уважайте темп (скорость) освоения и выполнения действий ребёнком. Не перегружайте ребёнка своими желаниями (например, «меня никуда не водили, дам всё, что мне недодали, своему ребёнку»), ваши желания (желания ребёнка и взрослого) могут не совпадать.

3. Деликатно интересоваться деятельностью ребёнка, его отношением к тому, что оно делает. Ведь, трудно делать то, на что никто не обращает внимания. Обращайте внимание на успехи ребёнка, и только потом мягко указывайте на ошибки. Не гонитесь за достижениями и результатами.

4. Не забывать хвалить ребёнка, но не захваливать. Похвала тоже может по возрасту отличаться: что хорошо для маленького ребёнка, то бывает недостаточно (или неуместно) для более взрослого ребёнка.

Иногда приходится слышать от родителей – «он/она у меня способный/способная, но лень вперёд родилась». По форме вроде бы жалоба, а в тоне голоса слышится даже гордость за ребёнка. Объясните способному ребёнку, что лень и талант идут разными путями, это антиподы, приведите примеры из жизни или из литературы/кинематографа.


5. Не обесценивать желания ребёнка (например «да это ерунда, лучше вот это»). Обесценивание и излишняя критика снижает самооценку ребёнка, культивирует его неуверенность в собственных действиях, ведёт к чувству собственной негодности, ненужности.

Фразы на размышление:

«Если только захотеть, можно в космос полететь»

«Большие желания – большие цели»

«Желание – начало цели»

«Желание – это то, что ты хочешь и можешь. Мечта – это то, что ты можешь, если захочешь. Всё остальное – иллюзии».

«Переходный возраст» — Трудности общения с подростком. Как быть услышанным в подростковый период?

Когда родители приводят подростка к психологу, они выставляют себя в лучшем свете. “Я в него душу вложила, а в него будто бес вселился!” “Я не понимаю, чем заслужила такое отношение!” “Он всегда был просто ангелом, мы ни в чем ему не отказывали, и вдруг — наркотики и воровство…” И передают ребенка психологу как сломанный аппарат — почините, верните нормальным! Что при этом чувствует подросток?

Он чувствует себя неправильным, отвергаемым родителями, каким-то чужеродным окружающему миру и настороженно смотрит на психолога, в ожидании манипуляций по «починке» с его стороны. Подросток не верит ни психологу, ни родителям. И вначале работа строится именно на постепенном сближении с подростком и установлении доверия.

Почему подросток ведет себя так настороженно? И почему вообще возникло это понятие «трудный возраст»? На самом деле «трудным» он является прежде всего для родителей, так как к 12-13 годам ребенок уже научается постоять за себя и может воспротивиться эмоциональному давлению, которое на него оказывали родители все эти годы. По сути вся лавина протеста, которая медленно росла в ребенке с более-менее сознательного возраста обрушивается на родителей в подростковом возрасте. И если к тому времени, как ваш ребенок стал подростком, вы не успели стать ему другом — а именно друг — самая авторитетная фигура для подростка, то и получается то, что любят называть «подростковым бунтом» — непослушание, делинквентное поведение, снижение успеваемости в школе и т.д.

Что такое эмоциональное давление и как оно выражается? В совершенно конкретных и обыденных фразах, которые родители говорят своим детям, чтобы «воспитать» их. Давайте разберем их чуть подробнее.

«Не трогай — разобьешь/поранишься/испортишь!» И в логическое дополнение «Я сама сделаю!».

Что слышит ребенок? — «Я не смогу ни с чем справиться, лучше даже и не начинать». Дети и подростки мыслят совершенными категориями «все или ничего». И если не справился здесь, значит, не справлюсь и еще где-то. Так формируется выученная беспомощность, страх неудач, страх допустить ошибку и потеря себя. Так как травмируется в этой ситуации исследовательский интерес ребенка. А ребенок познает мир и самого себя в деятельности, как еще говорил А.Н. Леонтьев и другие отечественные психологи. Поэтому правильным будет дать ребенку сделать то, что он хочет — помыть посуду, накраситься помадой мамы, накрыть на стол или сделать уроки. Кстати об уроках. Казалось бы, с бытовыми делами можно как-то понять страх матери, что ребенок поранится. А с уроками-то что? Это деятельность ребенка, его собственный проект, который ему по силам и внушать ребенку, что он не справится с тем, с чем по идее он точно может справиться — кощунство. Как часто можно увидеть маму, делающую уроки за своего ребенка, потому что тот «недостаточно старается», «плохо рисует», «ленится и может получить двойку». Пусть получает! Это его дело и выполняя домашнее задание за него, говоря ему «дай я сама», вы усиливаете его неуверенность в себе и инфантилизм.

«Немедленно успокойся!», «Прекрати сопли разводить!»

Что слышит ребенок? — «Я не должен чувствовать и выражать то, что чувствую». В дальнейшем он научится держать все эмоции в себе, и будет все дальше и дальше отдаляться эмоционально от своих родителей, а в будущем — и от своего близкого партнера. Он также со временем станет затрудняться в определении своих чувств, а следовательно, и того, что с ним происходит. Это может вылиться в разные зависимости, попытку суицида или депрессивное расстройство. Сразу рисую самые крайние варианты развития событий, но далеко не такие редкие.

 «Еще раз увижу — тебе попадет!»

Что слышит ребенок? — Нужно научиться скрываться от родителей иначе мне попадет. Когда попадет, за что конкретно попадет, заметьте, в этой фразе не уточняется. Этот контекст понятен родителю, но не ребенку и не тем более подростку, у которого внимание рассеяно, слишком гибкое, и все, что он слышит «увижу-попадет». И так ребенок учится лгать, скрывать, изворачиваться.

«Да что там твои переживания! Это же пустяки! Не волнуйся и не думай об этом и все пройдет!»

Что слышит ребенок? — Я не важен маме/папе. То, что меня волнует — не важно. Это вообще одна из самых кошмарных вещей , что может сказать родитель ребенку. Во-первых, так ребенок действительно не чувствует участия и сопереживания своей проблеме со стороны значимого и близкого человека. И уже настороженней будет доверять и открывать сокровенное такому человеку в будущем. Во-вторых, у ребенка (например, девочки) происходит диссонанс в голове — по чувствам ей реально больно из-за того, что понравившейся мальчик в классе не обращает на нее внимания, но ей говорят, что ее боль — это пустяки. Так эта девочка научится плевать на себя и свои чувства , и ей можно будет впоследствии легко манипулировать в отношениях, если в подростковый период у нее не произойдет полный крах авторитета родителей и она не выработает собственные жизненные установки. Кстати, здесь еще хочу остановиться на последней фразе «не думай и все пройдет!». Очень часто в чате, переписываясь с клиентами, я слышу такую фразу на мое предложение поговорить о его проблеме и боли подробнее. Говорят буквально это «Да ладно, чего это я, наверное, нужно просто не думать об этом и не обращать внимания». И происходит это ровно тогда, когда предлагается поговорить подробнее о том, что волнует. Сразу прослеживается эта родительская установка, которая минимум приведет к запущению проблемы, а максимум — к психосоматическому заболеванию.

 «У всех дети нормальные, а ты — сплошное наказание»

Что слышит ребенок? — «Я плохой». «Я хуже других». Так родители «помогают» ответить ребенку на извечно волнующий его вопрос, особенно в подростковом возрасте «Кто я?». «Я плохой, я дебил, я наказание, я никто, я неумеха» Так формируются комплексы, которые не так-то просто потом излечить на психотерапии. Но возможно.

«Ты же любишь маму? Вот и сделай тогда это!»

Что слышит ребенок? — «Если не сделаю, то что от меня требуется, значит я маму не люблю». Так формируется страх близости. Чувство любви начинается смешиваться с чувством долга и насилием над собой.

Что же можно предпринять, если вы замечаете, что говорите все эти вещи вашему ребенку или нечто похожее на них?

Первый шаг: признать ошибку и попросить прощения у ребенка. Вопреки заблуждениям многих родителей, извинившись, они не потеряют свой авторитет перед ребенком, а скорее подадут ему позитивный пример «жизни после совершения ошибки». Для многих детей страх ошибиться подобен смерти.

Второй шаг: Каждое высказывание превратить в позитивное для ребенка. Например, «не трогай!» — «Бери, я помогу если что».

Третий шаг: Начать говорить новые высказывания ребенку. Обратите внимание на то, как изменятся ваши отношения с ребенком.
Если же вы так погрязли в негативных переживаниях и фразах или у вас произошел сильных конфликт и угроза потери всяких отношений с вашим ребенком, то вы всегда можете с помощью психолога наладить отношения