Почему так важно вовлекать отцов в жизнь детей?
Роль отца в жизни ребенка — глубокая тема, она постоянно развивается и волнует не только ученых, но и миллионы обычных людей, которые готовятся стать родителями либо уже стали ими.
Влияние отца на раннее развитие ребенка доказано научно:
- младенцы, у которых эмоционально близкий и активный отец, показывают высокие оценки по тестам умственного и моторного развития;
- дети у таких отцов вырастают общительными и отзывчивыми;
- отцы, которые взяли на руки ребёнка сразу после рождения, в дальнейшем чаще играют с ним, больше времени проводят вместе;
- отношения между супругами в таких семьях гармоничные. Они умеют договариваться, строить совместные планы и определять общие цели.
Успешный отец — успешен во всем. Ведь он стремится стать хорошим примером для своего ребенка.
Важно, чтобы отец был не только экономической опорой семьи, но и другом, учителем, помощником, счастливым супругом.
Как возникла «ПАПА-ШКОЛА»?
История «ПАПА-ШКОЛ» еще довольно короткая. Они существуют несколько десятилетий. Слишком мало по сравнению с тысячелетней историей семейных отношений. Но для общества, которое развивается, и в котором меняются роли мужчины и женщины, — это десятилетия изменений, прогресса, поиска и принятия новых идей.
«ПАПА-ШКОЛЫ» зародились в Швеции в середине 80-х годов ХХ века. Одни из первых курсов для молодых отцов организовал Матс Берггрен. Отец четверых детей заинтересовался темой отцовства и тем, как папа может быть полезен и интересен своим детям не только в виде «домашнего кошелька», но и как друг, учитель. Проект был успешным. И в дальнейшем обучение мужчин, будущих родителей, стало обязательным для семей в рамках системы охраны здоровья матерей и детей, и приобрело ту форму, которую мы сегодня называем «ПАПА-ШКОЛАМИ».
Создание Белорусской «ПАПА-ШКОЛЫ» началось в 2009 году. По отзывам отцов и членов их семей, участие в «ПАПА-ШКОЛЕ» позволило мужчинам лучше осознать свою отцовскую роль и ответственность за полноценное развитие детей и укрепление семьи.
В процессе практической работы классических «ПАПА-ШКОЛ» появился новый запрос от мужчин, которые воспитывают детей от 3-х до 7 лет и подростков. Так появился международный проект «Создание устойчивой, самодостаточной системы, способствующей более активному участию отцов в жизни своих детей», который в Республике Беларусь с 2013 года реализует Республиканское благотворительное общественное объединение «КЛУБ ЛЬВОВ».
Цели и задачи проекта
- содействие укреплению демографической безопасности государства на основе увеличения стабильности молодой семьи за счет раскрытия отцовских и партнерских качеств мужчин;
- создание условий для личностного роста мужчин — будущих отцов, формирование у них психологической культуры взаимоотношений в семье и культуры здорового образа жизни;
- укрепление семьи с помощью оптимизации роли отца в семье, раскрытия потенциала будущих и молодых отцов;
- формирование позитивного социального образа ответственного отцовства;
- активизация и упорядочение работы по семейному просвещению и обучению различных категорий населения, в первую очередь родителей;
- психологическое обучение молодых родителей о роли и влиянии матери и отца на процесс воспитания ребенка;
- вовлечение отцов в активную общественную социальную деятельность.
Зачем нужна «ПАПА-ШКОЛА»?
С появлением ребенка наступает новый этап в жизни семьи. Меняются взаимоотношения, возникают спорные вопросы в воспитании ребенка, появляются страх и раздражительность. Не всегда молодой отец знает и понимает, что делать.
В «ПАПА-ШКОЛЕ» групповую работу с молодыми отцами, которые ожидают рождения малыша или воспитывают ребенка в возрасте нескольких месяцев, проводят только мужчины. Это отцы, у которых есть практический опыт воспитания детей и необходимые знания и подготовка.
В Беларуси есть много курсов подготовки к родам для молодых семей. Но до сих пор не было курсов, школ, групп, для молодых и будущих пап, в которых работу проводили бы только опытные отцы, воспитывающие детей и прошедшие специальное обучение.
В «ПАПА-ШКОЛЕ» работает формула, «от отца настоящего — к отцу будущему», поэтому социально-психологическая поддержка носит наиболее доверительный характер, особенно в ситуациях, когда мужчины выросли в неполных семьях и не имеют достаточного представления о позитивной роли отца. Информация и поддержка, полученная напрямую от мужчин с опытом отцовства, помогает преодолеть неуверенность, поддержать молодого папу.
Мы стремимся к:
- укреплению детско-родительских и супружеских взаимоотношений в молодых семьях;
- уменьшению факторов риска развода, приводящих к распаду семьи;
- снижению числа разводов в молодых семьях на первом-третьем году после рождения ребёнка;
- предотвращению асоциальных форм поведения среди молодых мужчин;
- активизации социально значимой деятельности мужчин, направленной на сохранение семьи, пропаганду ответственного отцовства;
- повышению уровня психологической, педагогической и правовой культуры родителей.
Основные направления проекта
- обучение ведущих групп (модераторов);
- практическая групповая работа с будущими отцами по программе «ПАПА-ШКОЛЫ»;
- распространение опыта работы на базе ТЦСОН г.Минска и Республики Беларусь;
- проведение совместных межведомственных семинаров со специалистами других ведомств, работающими по программам дородовой подготовки родителей;
- организационное и информационное обеспечение будущих и молодых родителей, с акцентом на принципах равной ответственности за воспитание;
- осуществление методической работы по совершенствованию и развитию деятельности «Школы молодого отца», направленной на обучение родителей, формирование ответственного отцовства;
- пропаганда здорового образа жизни в семье и укрепление семейных ценностей.
«ПАПА-ШКОЛА» — это группы для молодых отцов.
Мужчины, которые скоро станут папами, и молодые отцы собираются вместе, получают новые знания, обсуждают реальные проблемы и общаются в интересах ребенка и семьи.
Что чаще всего беспокоит молодых отцов:
- взаимоотношения в семье, которые кардинально меняются после появления ребенка;
- спорные моменты в вопросах воспитания, ответственности, ведь каждый имеет на этот счет свое мнение;
- трудности первых шагов отцовства;
- тревоги и страхи, которые появляются после рождения ребенка.
Это и многое другое обсуждают молодые папы и находят ответы на свои вопросы. Участие в «ПАПА-ШКОЛЕ» помогает мужчинам глубже осознать свою отцовскую роль и ответственность за гармоничное развитие детей и укрепление семьи. При необходимости на занятия приглашаются профильные специалисты, которые поделятся полезными советами и рекомендациями.
В Беларуси «ПАПА-ШКОЛА» работает с 2009 года. С 2013 года реализацией проекта занимается РБОО «КЛУБ ЛЬВОВ». Программы и методики, реализуемые на группах, многократно опробованы и одобрены, как независимыми экспертами, так и нашими партнерами — государственными и общественными организациями. Методическую помощь в реализации проекта оказывает Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей.
Папа-группы успешно работают в разных странах, в том числе в Швеции, Украине, России.
Занятия в «Папе-школе» бесплатные.
Группы для молодых отцов проходят во всех регионах Беларуси. Записывайтесь через форму на сайте info@papa-school.by или по телефону +375(29) 367-32-32.